В залах Львовского музея украинского искусства - персональная выставка заслуженного художника УССР Владимира Васильевича Микиты. Отчет свидетельствует о творческом росте этого самобытного закарпатского художника. Тридцатилетний творческий труд мастера кисти - неотъемлемая страница современной художественной летописи Советского Закарпатья.

После окончания Ужгородского художественного училища в 1950 году В.Микита включается в активную творческую жизнь, ищет свой почерк, свои темы. Глубоко проанализировав сотворчесво своих учителей - А. Эрдели, Ф.Манайла, Й.Бокшая, художник сумел безошибочно избрать путь реалистического отображения социалистических преобразований в Закарпатье.

В 1973 году в Ужгороде открылась первая персональная выставка В. Микиты, которая со временем экспонировалась в Чехословакии - в Попраде и Пряшеве. Это был первый итог творческой деятельности мастера. А спустя два года Владимиру Васильевичу Миките было при­своено звание заслуженого художника УССР.

В.Микита - художник разносторонний. На выставке представлено более семидесяти произведений разных жанров: многофигурные композиции, портреты, пейзажи, натюрморты. Большая их часть создана в семидесятых годах.

Глубокими раздумьями о жизни, о людях обновленного края проникнуты ранние произведения художника "Колхозный конюх из седа Майданы", "Дед-сказочник".

Как раздумья человека о том, что уже отошло, как отзвук страшного лихолетья воспринимается серия произведений " О прошлом". Поражает трагизмом картина "За упокой".

И сильным оптимистическим контрастом к этому циклу звучит в творчестве В.В.Микиты тема нашей советской жизни. Бессмертный образ В.И.Ленина создан в картине "Закарпатцы к Ленину",

Владимир Микита откликнулся также на исторически важные события - освобождение закарпатскою седа Советской Армией. Картина "Встреча воинов-освободителей" - художественный гимн братанию.

Наиболее значительные композиции В.Микиты посвящены нашим будням на обновленной, цветущей земле: "Дед-садовник", "Ягненок", "Сбор картофеля". Очаровывает продуманностью композиции и искренностью отношения автора к жизни многофигурная картина "За счастье внука", созданная в 1972 году. Панорамно изображена типичная сцена сельского праздника в честь новорожденного ребенка.

Близкие нам образы современников создает художник в портретах своих учителей и коллег - Э.Контратовича, Ф.Манайла, а также писателя И. Чендея, ветерана коммуниста Н.Сидоряка. Обобщенный образ матери, женщины - труженицы вынесшей немало невзгод и сохранившей веру и надежду, создан в портрете "Моя мама". Психологически полно выполнен портрет врача-невропатолога Д.Снегурского.

Неисчерпаемая фантазия характерна и для пейзажных произведений художника. Ведь объект изображения - родные Карпаты, край древних легенд и новых традиций. Исконный талант народных мастеров, танцевальные ритмы счастливой молодежи - вот составные этих горных мотивов.

Как хвала рукам народным воспринимается картина "Народная готика", где творение человека и природа создают одно целое. Обобщенные что касается рисунка, но богатые по цвету пейзажи "Воловецкие подонины", "Горные ритмы", "Лесные цветы", "После дождей",  «Ущелье»  воспроизводят родные образы Карпатских гор, красота которых сродни людям, живущим здесь. Уютно выглядит двор с неровным забором, по которому бродит домашняя птица ("На сельском дворе"). Уютно перекликается с могуществом человека дерево с крепкими и глубокими корнями в полотне "Выносливость".

Художник не ограничивается только карпатскими мотивами. Серия работ "Вильнюс" - свидетельство этого.

Своей цветовой гаммой и настроением наделены натюрморта художника "Скоро весна" и "Тишина", где тонко проходит вечная мысль о человеке и неудержимом беге времени.

Одна из картин Владимира Микиты называется "Доброе утро», и эти слова могут стать эпиграфом к его второй персональной выставке. Выставка свидетельствует о высоком художественном уровне мастеров загарпатской школы, одного из многих культурных центров нашей необъятной Родины.

Автор - Р.Яцив

младший научный работник Львовского музея украинскою искусства