Друк 

Прошёл уже месяц с того времени, когда я с группой редакторов Восточно-словацких газет участвовал в товарищеской встрече с редакторами газет Закарпатской области УССР в г. Ужгороде. На дружественной встрече мы говорили о развивающемся содружничестве между Восточно-словацким краем и Закарпатской областью в промышленной отрасли, в сельском хозяйстве, в культуре и искусстве. Сегодня уже не помню точно, кто же из гостей предложил: « Пошли в мастерскую художника В. Микиты».

 

Мы озабоченно посмотрели на часы, затем на тёмное окно, за которым при свете фонарей, реклам и освёщенных витрин пульсировала жизнь вечернего Ужгород. Потом начали ссылаться на то, что уже поздно и что мы не были приглашены.

— Это не беда. Можете быть уверены, что он всегда рад гостям — успокаивали меня.

Менее чем через час я уже жал руку Заслуженного художника УССР Владимира Васильевича Микиты — пятидесятилетнего человека с серебристой бородой, живыми глазами, который пригласил нас в свою мастерскую.

С работами художников Закарпатской области я не раз встречался в постоянной галерее, которая находится в родном селе героя СССР Яна Налепки в Смижанах, в районе Списка Нова Вес. На сегодняшний день в Закарпатской области, которая по размерам, приблизительно, одинакова с Восточно-словацким краем, насчитывается сорок девять членов Союза художников УССР. Заместителем председателя правления областной организации того же Союза как раз и является Владимир Микита. Он принадлежит к генерации послевоенных художников. В тогдашнее художественное училище он поступил восемнадцатилетним мальчиком. По окончании училища с большим рвением взялся за работу.

— Это были тяжёлые послевоенные годы — вспоминал Владимир Микита. Супруга много раз не знала на какие средства приготовить обед, а для меня важнее всего было то, что я могу творчески работать. Этой  жёсткой школы жизни, сегодня, как бы сказать, нехватает нашим молодым художникам.

Когда человек глубже всматривается в картины Владимира Микиты, то начинает замечать скрытые детали, которые придают работам жизненную реальность. Наиболее сильно это проявляется в его портретах, и, вообще, в фигуративных композициях. Закарпатские редакторы рассказывали нам об одном случае.  

Приблизительно пять лет тому назад Владимир Микита тяжело заболел и долгое время лежал в больнице, в которой его заинтересовало одно лицо, фигура главного врача отделения больницы. Этот врач своим внешним видом напоминал героя Сервантеса — дона Кихота. Но художника, прежде всего, заинтересовала его мудрость, доброта и его нежность к людям. После выздоровления художник написал его портрет и пригласил главного врача посмотреть картину. Тот мгновенно собрав всё отделение больницы. Все были восхищены работой. При этом, кто-то из врачей попросил главного врача стать рядом с картиной. И когда сравнивали фигуру с картиной, то увидели что-то невероятное. Живой врач показался им недействительным. Долго ломали голову над тем, почему это так. Объяснение оказалось совсем простым. Уже долгие годы на главврача все смотрели глазами Владимира Микиты, видели в нем не только физические внешние черты, а и душевную красоту.

На многих картинах художника фигурирует мать Владимира Микиты — сельская женщина - труженица.

Она была для меня жизненной инспирацией — признается художник. Когда чувствовал, что не хватает интересных тем, то ездил домой в родное село Ракошино. Как раз в этой среде и родились картины: «Ожидающая мать», «Садовники», «Бойня на Новый год» и многие другие. В этих картинах чувствуется простота сельской жизни и любовь к земле.

На современном этапе произведения Владимира Микиты стали известными не только в Закарпатской области и на Украине, но и в других республиках СССР.  С творчеством Владимира Микиты ближе познакомились и любители изобразительного искусства из восточной Словакии. В 1974 году В. Микита выставлялся в Пряшевской и Попрадской галлереях.

— В Восточной Словакии я имею много друзей, например, Андрей Деббеш, Войтех Борецкий, Штефан Макара и другие, творчество которых очень ценю. Благодаря этим контактам, — дополняет Владимир Микита, — стало закономерным, что почти ежегодно наши мастера изобразительного искусства выставляют свои работы у вас, в Восточной Словакии, а ваши у нас — в Закарпатской области. Таким образом мы имеем возможность постоянной конфронтации творчества, что является, по-моему, взаимно полезным делом.

Исключением не является и этот год. Дни Закарпатской УССР в Восточной Словакии, которые начались вчера, 29 ноября в Доме Дружбы в Кошицах покажут выставку керамики и произведения народных художественных промыслов, а 30 ноября откроют юбилейную выставку творчества Закарпатских художников в Восточной галерее в Кошицах. Среди выставленных работ мы сможем увидеть и картины заслуженного художника УССР Владимира Микиты. В этом году Дни Закарпатской области УССР в Восточной Словакии являются выдающимися событиями, так как они приурочены 65-ой годовщине Октябрьской революции и 60-летию образования СССР. Вчера работники Восточной Словакии в своих городах приветствовали свыше пятисот гостей из Закарпатской области, шесть художественных коллективов, делегации писателей, мастеров изобразительного искусства, представителей печати, радио и телевидения. Эти дни, которые проводятся каждые пять лет, по праву утверждают то, что они являются праздником песни и танца, взаимным ознакомлением обеих соседствующих областей, хотя их и разделяют государственные границы, но зато связывают надёжные узы дружбы.

Ян Маркович