Выставка живописи Владимира Микиты, народного художника Украины, которая проходит в Национальном художественном музее приурочена к 75-летию автора и представляет работы, созданные более чем за полвека творческой деятельности.

Владимир Микита родился в закарпатском селе Ракошино. Окончил Ужгородское училище прикладного искусства. Его учителями были Ердели, Бокшай, Манайло и другие мастера закарпатской живописной традиции. Произведения Микиты находятся в музеях Украи­ны, России, Литвы, Германии, Венгрии, Венесуэлы. Основная тематика творчества — природа и люди Закарпатья. Владимир Микита —  лауреат Национальной премии Украины им. Т Шевченко 2005 года.

 

Есть особый секрет в том, что художник создаст свой мир, некий таинственный остров. И мир этот без границ; вход всем открыт. И тот, кто хочет войти, испытает радость.

Почему-то мне вспомнился чудодейственный алмаз из пьесы «Синяя птица», который освобождал души предметов от привычной оболочки. Манерное, потому что душа дерева смотрела на меня с картины «Дерев'яне»: сокровенная сущность горы звучала рапсодией, сверкая миллионами чистых кристаллов. Еще были вода, птица, хлеб, молоко, небо…  Они жили, дышали, взлетали, освобожденные из будничного плена волшебной кистью.

Полотна Микиты не просто картины, а распахнутые окна в страну синих гор и прозрачных озер. Торжественная палитра осени и холодная чистота зимы. Весна, поющая в солнечных натюрмортах. Деревянные храмы и хаты, естественно вырастающие из пейзажа. Среди этой красоты живут люди и животные. В общем, идет жизнь — веселая и печальная, праздничная и повседневная.

Я отыскала на выставке картины песни, картины-сказки и даже пьесы. Величественную фреску эпохи Возрождения напоминает холст «За щастя онука», посвященный празднику крестин. Он вмещает пятьдесят действующих лиц и, кажется, вибрирует музыкой, танцем, бесконечным движением.

Жанровые композиции у Владимира Микиты приобретают черты философской притчи с библейскими образами. В произведениях «На порозі вічного», «Давно моє, давно», «Дідо-садівник», «Повінь» автор предлагает живописное осмысление вопросов, испокон веков волнующих человека: завороженные зрители останавливаются у картин и подолгу вглядываются в них, пытаясь угадать ответ.

«Ягнятко»..... о прадавней связи человека и его меньших братьев. Крестьянин-пастырь держит в огромных руках новорожденного ягненка, вопросительно вглядываясь в мир за пределами картины, в нашу с вами реальность.

«Пороги» — ребенок переползает дверной порог. Впереди следующий — мальчик подрастет и перешагнет его. И дальше видны ворота, за которыми небо, - наступит ли пора летать?

А еще, в каждом зале смотрит с полотен немолодая женщина с добрыми глазами, исполненная достоинства и благородства, всегда в трудах и всегда в ожидании. Это мама. К ней художник относился благоговейно, всю жизнь называл ее на «Вы» и запечатлел на века в работах «Моя мамка», «На ганку» и многих других.

У выставки вот какая загадка: при ее невероятной тематической и жанровой насыщенности, разнообразии приемов и множестве деталей зрителя не покидает ощущение целостности. Разгадку подсказал «Дідо-казкар». Я догадалась, что это он, волшебник с голубыми глазами, ведет повествование о людях, животных, пейзажах. Так из реальной жизни вырастают легенды, а жизнь, в свою очередь, подчиняется сказочным законам.

Так рождается карпатский эпос, запечатленный живописцем, философом и гуманистом Владимиром Микитой. Художник гармоничный, мудрый, он глядит с автопортрета, напоминая о том, что можно видеть вещи сердцем и верить в добро.

Выходя из музея, услышала разговор двух девушек-студенток;

- Ты заметила, у всех людей глаза голубые! - Да, а горы синие-синие...

Ольга Савицкая