Произведение подлинного искусства всегда вызывает в душе зрителя сопереживание, размышления и воспоминания о далеком и близком, о прошлом и настоящем. Сила художественного образа, его воздействие зависят от таланта автора, способности видеть даже в частном факте, привычной ситуации - общезначимое. Эти качества присущи творчеству известного ужгородского живописца, заслуженного художника УССР Владимира Васильевича Микиты. В полотнах мастера за внешней простотой сюжетов раскрывается богатство жизненной целостности восприятия мира. Будь то жанровая сцена или пейзажный мотив они обретают под его вдохновенной кистью особое поэтическое звучание, как бы изнутри наполняются философским смыслом, вызывая в нашем сознании поток ассоциаций. Ему чужды случайные эффекты, он избегает открытой патетики в трактовке содержания своих произведений, стремясь выявить то главное, что постоянно волнует сердце, исподволь возвра­щает к переосмыслению давно знакомых фактов и событий, к размышление о судьбах людей близких художнику по духу и характеру. Картины Микиты по-своему метафоричны, в них языком живописи мастер словно слагает поэму народной жизни.

Владимир Васильевич Микита принадлежит к той замечательной плеяде мастеров многонационального советского изобразительного искусства, чье творчество формирует в сознаний современного зрителя образное представление о нашем времени и его героях. Произведения художника отмечены широтой тематического диапазона, многогранностью восприятия окружающего мира, яркой индивидуальностью живописной манеры. Круг его творческих интересов определился уже в ученические годы. Самобытное дарование помноженное на редкую трудоспособность позволили ему быстро обрести профессиональную зрелость, достичь высот мастерства. Большую роль в формировании художнических взглядов и становлении личности Микиты сыграли его учителя - родоначальники национальных традиций закарпатской живописи – А. Эрдели и Й. Бокшай, Ф. Манайло и Э. Контратович. Более тридцати лет назад, будучи еще девятнадцатилетним юношей, он начинает участвовать на выставках. С первых самостоятельных шагов в искусстве Микита заявил о себе как о художнике целеустремленном, от природы наделенным способностью не однозначного видения мира, поэтическим ощущением его красоты и гармонии. Творческая эволюция живописца связана с неустанным поиском средств образного выражения наиболее соответствующих его чувствен­ном восприятия, событие действительности, человеческих взаимоотношений, картин природы. В каждой роботе Микиты присутствует личностная интонация, поэтому они воспринимаются как факты собственной биографии их автора. В произведениях живописца нет ничего случайного, каждая пластическая форма, цветовое пятно несут определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. Центральной темой творчества художника стала жизнь современного закарпатского села. Отсюда, очевидно, и столь ясно прослеживаемая связь его полотен с фольклорными мотивами, с традициями деревянной народной резьбы. Эти особенности зримо воплотились в таких работах как "На Новый год" (1969), "Свозят сено" (1971), "За счастье внука" (1972) - произведениях ставших широко известными как в нашей стране, так и за рубежом. Названные картины объединяет не столько сюжетная близость или манера исполнения, сколько само отношение к запечатленным событиям и их участникам, нравственное осмысление происходящего, осознание судьбы народной, истории народного духа, в которой ничто не умирает и не исчезает бесследно. В этом проявляется одна из сильных сторон таланта мастера. Именно отмеченные особенности мировосприятия позволяют и глубже понять философскую концепцию полотен "Ягненок" (1969) и "Утро на ферме" (1974), "В ожидании" (1977) и "Новый день" (1979). Содержание этих произведений не ограничивается изображенными сценами, вызывая в нашей душе поток ассоциаций.

Так в каждом запечатленном на холсте явлении действительности Микита стремится к полноте выражения эмоциональных ощущения, к философскому осмыслению того духовного богатства бытия, той социальной значимости происходящего на наших глазах, которые нередко сокрыты внешней привычности ситуации, воспринимаются как само собою разумеющееся.

Среди созданных мастером работ особого внимания заслуживают картины "Дед - садовник" (1966)  и "Весенние заботы" (1974), внутренне взаимосвязанные, лирико-эпический характер которых настраивает нас на длительное созерцание, неторопливое размышление и сопереживание.

По своей образной драматургии, эмоционально наполненности полотно "Весенние заботы"  чем-то перекликается с известной работой латвийского живописца Индулиса Зариня "Посадим сады!", по содержательной концепции сопряжено с картинами армянского художника Саркиса Нурадяна "Саженцы" и "Жизнь идет" украинского мастера Татьяны Яблонской.

Близость названных произведение обусловлена самой идеей о мире и будущем нашей земли, о людях, жизнь и труд которых являются воплощением высокого гуманизма созидания.

Микита обрел известность не только как мастер жанрово-тематической картины, но и как тонкий пейзажист, автор психологически точных портретов. Его пейзажи несут в себе живое ды­хание природы, отражают неповторимую красоту родного края. В них вдохновенно воплощены переживания и настроения художника, превалирует эмоциональное начало, выраженное в переливах полнозвучных красок, игре света, выразительности пластических комбинаций.

Портрет занимает особое место в творчестве Микиты. Среди наиболее значительных произведения такого рода – «Моя мама»  (1967), "Старый коммунист М.Сидоряк" (1970), портреты замечательных живописцев, учителей художника Ф.Манайла и Э. Контратовича, писателя Ивана Чендея. Портреты мастера обладают притяжательное силой не только благодаря несомненному сходству с моделями. Постигая характер запечатленного человека, мы вместе с ним осознаем этическую, нравственную позицию самого автора. Среди героев Микиты нет людей случайных, приглянувшихся ему лишь внешне. Это, как правило, давние друзья и знакомые художника, личности духовно близкие ему, с жизненной судьбой которых связаны многие факты и события его собственной биографии.

Произведения мастера, демонстрировавшиеся в год 63-летия образования СССР в Москве, в выставочном зале Союза художников СССР, в Студии художников МВД СССР и Звездном город­ке, заслуженно получили высокую оценку общественности и гостей столицы, нашей критики. Творчество Владимира Васильевича Микиты служит духовному обогащению современников, поправу является неотъемливой составной частью многонациональной советской художественной культуры.

 Александр Рожин