Частица Закарпатья в городе на Днепре, радость с красками и мелодиями Закарпатья, его людьми, природой и неповторимым способобразием трудового и бытового уклада, поэзией и прозой, этого замечательного края — вот что красной нитью прошло едва ли не через все выступления участников обсуждения. Персональная выставка Владимира Микиты в Киеве стала большим событием художественной жизни столицы для широкого зрителя, автора всей закарпатской школы живописи.

Работать в искусстве Закарпатья после Адальберта Эрдели, Иосифа Бокшая, Федора Манайло, рядом с Эрнестом Контратовичем, Андреем Коцкой и другими трудно и очень ответственно. Важно не повторить их, но при этом сохранить ориентир на их высшие достижения, быть достойным предшественников и учителей и пойти дальше, по обновленному пути Советского Закарпатья наших дней. В. Микита работает, думает, ищет, и, как у каждого живого и развивающегося художника, у него есть работы более или мене удачные и значительные, подъемы и срывы, но в целом — и его выставка тому самое убедительное подтверждение, он видится одним из самых интересных и крупных представителей нового поколения ведущих художников Закарпатья, не подражателем, но продолжателем вскормившей его школы.

Каждая картина — это всегда сама жизнь и отношение к ней автора. В произведениях В. Микиты — это горы и села родного края, люди издавна жившие здесь, возделывающие эту землю, растящие детей и хлеба, это громадная, всепоглощающая любовь художника к этим людям и этой земле. За внешним спокойствием его полотен открываются взволнованность и страсть художника, как бы освещающие изнутри образ его лирического героя, каждую его работу, будь то многофигурная композиция на колхозную тему или безлюдный пейзаж, портрет или натюрморт. Посетители выставки, участники ее обсуждения очень остро и точно ощутили  не восхищение стороннего наблюдателя, а кровную причастность к народному бытию крестьянского сына, родившегося и выросшего на этой земле, ставшего художником, чтобы запечатлеть ее облик, ее своеобразие и неповторную красоту. Поэтому столь монументален, можно сказать исторически масштабен старый пастух в картине «Ягнятко», воспринимающийся олицетворением высокой человечности и гуманизма закарпатских крестьян, так возвышены и содержательны сцены крестьянского труда в картинах «Обед в поле», «Сбор картофеля», «Свозят сено» и других. Поэтому так дорог художнику образ садовника украшающего землю, растящего древо вечной жизни ( «Весенные заботы», «Дед садовник»).      

Труд на земле возвышает человека, придает его существованию осмысленность и высшее оправдание. Эта мысль пронизывает творчество А. Эрдели, Ф. Манайло, Э, Контратовича и других основоположников закарпатской живописи; она же продолжается на ином уровне и в произведениях В. Микиты. Его картины можно воспринимать как рассказы о нелёгком, но всегда прекрасном труде хлеборобов, пастухов, садовников, но в них, — и это главное, — утверждение высокой нравственной ценности труда, одухотворенности, моральной чистоты и благородства его носителей. Отношения человека не всегда идилличны и безоблачны; художник знает и трагедии недавнего прошлого ( «За упокой», «Одиночество», «На чужине», и драматические столкновения добра и зла, просветленной доброты натруженных рук и грубой, животной силы ( «На новый год»). Но вера в человека труда и его духовную силу и красоту одерживает ему естественный и органический выход к восприятию и трактовке духовной действительности как высшей формы крестьянской общности, счастья и радости совместного труда на доброй и щедрой земле, принадлежащей тем, кто ее возделывает. Поэтому так сильно  художественно убедительно прозвучали в украинском искусстве последних лет картины В. Микиты «За счастье внука», « В сельськом клубе», «Свозят сено», «Утро на ферме» и другие.

Дарование художника ярко и свободно проявилось во  многих жанрах живописи — пейзаже, натюрморте, портрете, и в каждом из них он добивается содержательной наполненности картинного образа, свежести и выразительности живописно-пластических решений. Хотелось бы выделить из этого полноводного творческого потока портреты последних лет, изображающие художников Ф. Манайло и Э. Контратовича, писателя И. Чендея. Это не только превосходные, психологические портреты, замечательно рельефно воссоздающие индивидуальности выдающихся моделей в неразрывном единстве с окружением и самим смыслом их творческого труда. В этих образах видится художественное обобщение передового закарпатского художника, интеллигента, труженика, не «выходца из народа», а неотьемливой частицы народа, выражающего в цвете, линиях или слове его историческое и сегодняшнее бытие, его самые заветные и сокровенные мысли, чувства, надежды, нравственная красота художника этого типа служит для Владимира Микиты идеалом и творческим критерием, и от одной работы к другой, словно с одной горной вершины на другую, он идет к этому ориентиру.

Вехой на этом пути и стала персональная выставка В. Микиты, состоявшаяся недавно в Киеве. Массовый зритель, художники, критики, выступавшие на обсуждении и в числе которых были действительный член Академии Художеств СССР Т. Яблонская, народные художники УССР НГ. Чернявский и Б, Борисенко, искусствоведы П. Говдя, В. Цельтнер и другие, высоко оценили лучшие произведения закарпатского живописца. И эта оценка ко многому обязывает.

Сейчас выставка В. Микиты экспонируется во Львове, в музее украинского искусства. Впереди — новые города, новые выставки, новые творческие свершения…    

Островский Григорий Семенович, кандидат искусствоведения