Как уже сообщалось, в Москве с большим успехом прошла персональная выставка В.В. Микиты, заслуженного художника УССР. Это событие особенно значительное в культурной жизни потому, что это первая персональная выставка от закарпатских художников в центре нашей страны. В данное время выставка демонстрируется в Звездном городке ы к ней проявлен большой интерес.

В яркой, наполненной многочисленными событиями культурной жизни Москвы персональная выставка произведений известного ужгородского живописца, заслуженного художника Украинской ССР Владимира Васильевича Микиты, стала заметным явлением. Она привлекла внимание общественности и гостей столицы, получила высокую оценку критики.

 

Творчество Микиты широко известно любителям искусства в нашей стране и за рубежом. Его работы неоднократно экспонировались на крупнейших выставках, воспроизводились в печати, неизменно вызывая приоритальный интерес зрителей. Однако, так полно и многогранно произведения живописца показывались в Москве впервые. Выставка охватила более чем двадцатилетний период творческой деятельности художника, последовательно раскрывая  эволюцию становления и развития его таланта.

Центральное место в экспозиции занимали сюжетно-тематические полотна мастера, в которых наиболее активно проявлялись его авторская индивидуальность, особая философия мировосприятия, своеобразие манеры исполнения, традиции национальной школы живописи. В них нашла неповторимое образное воплощение неоднозначное понимание народного характера, истоков нравственного формирования личности человека, его отношения к труду.

За Микитой давно и прочно утвердилась репутация мастера станковой тематической картины, глубоко чувствующего ее специфику. Такие произведения художника, как « На новый год» и «Сбор картофеля», «Свозят сено» и «Утро на ферме», «Весенние заботы» и «Встреча братьев-освободителей трудящимися Закарпатья» воспринимаются подобно развернутому поэтическому повествованию об исторической судьбе своего народа, о родном крае. Эти полотна, несмотря на различие запечатленных сцен и сюжетов, объединяет высокое чувство личной причастности художника к жизни своих героев, к событиям, отвечающим и участником которых он стал.

В тематических картинах мастера зримо проступает непрерывающаяся связь поколений, прошлого и настоящего. Обыденные, на первый взгляд, повседневные мотивы крестьянского труда и быта под его кистью обретают эпически возвышенное звучание. Образы героев произведений живописца одновременно конкретны и собирательные, в них воплотились представления автора о нравственном смысле человеческого бытия. Каждая изображенная сцена, будь то сбор картофеля или уборки сена, заботы садоводов или работа на ферме, превращается в торжественное, почти ритуальное действо. Подробное отношения  казалось бы к частным фактам и событиям жизни дает возможность художнику раскрыть ее содержание изнутри, подчеркнуть нравственную, духовную значимость происходящего. Так в картине «Сбор картофеля» ритмика фигур запечатленных людей, плавные движения их рук, сосредоточенное выражения лиц преисполнены преклонения перед человеком и его деяниями, любви к преданности родной земли. Образная драматургия полотна строится на соотношении крупных живописных объемов, придающих монументальную выразительность композиции, усиливается выразительными колористическими переходами от темно-коричневых, бледно-зеленых и охристых красок к почти прозрачно-белым цветам. В ином эмоциональном ключе написана картина «За счастье внука», однако и здесь в праздничной атмосфере свадьбы зрителей не покидает мысль о нелегком крестьянском труде, о возделываемой руками людей земле. Фигуры танцующих и сидящих по кругу участников торжества написаны плотно, весомо как бы свидетельствуют о прочности, незыблемости уклада и обычаев жителей Закарпатья. Они чем-то напоминают нам о традициях национальной деревьяной резьбы. Насыщенная, но не звонкая цветная гамма работы вызывает в сознании ассоциации с гуцульскими мелодиями и фольклорными мотивами. Картины художника исполнены добра и поэтичности мироощущения, отмечены философией жизнеутверждения.

В ряду лучших произведений Микиты небольшое по размерам полотно «Доброго утра». На фоне распахнутого навстречу утреннему свету и воздуху окна, обращенного к зеленеющим предгорьям и синеющим вершинам величественных Карпат, изображен голосящий, возвещающий о приходе нового дня, петух. И здесь, неожиданно, привычный сельский эпизод получает почти символическую трактовку, вызывая бесчисленные ассоциации, повествуя о переходящей ценности и красоте окружающего нас мира. В произведениях живописца постоянно сопутствуют реальность и мечта. Это относится не только к большим композиционным полотнам мастера, но и к так называемым малым жанрам — пейзажу и натюрморту. Природа и предметы быта одухотворены в творчестве Микиты незримым присутствием человека, тонко отражают переживания художника, находят живой отклик в сердцах зрителей. Вместе с мастером мы любуемся и восхищаемся величественными картинами природы, тихой жизнью вещей, несущих на себе тепло прикосновения человека.

Особое место в творчестве Микиты отведено портрету. Его произведения этого жанра обладают остротой и выразительностью психологических характеристик моделей. Возвышенное представление о человеке нашло и свое воплощение в галерее портретов деятелей культуры — основоположников национальной школы живописи Ф, Манайло и Э, Контратовича, писателя Ивана Чендея, людей жизнь и творчество которых служит для художника олицетворением бескорыстного служения таланта своему народу. Грустной поэтичностью, сильными и нежными виновными чувствами отмечены портреты матери. Внутренняя энергия, верность избранной цели воплощены в автопортрете живописца.

Полотна В. В. Микиты во многом автобиографичные, в них образное раскрывается и личность самого художника, и его мысли и переживания, и судьба народа, история народного духа, в низ зримо воплотилась причастность автора к жизни родного края.

Успех персональной выставки произведений В. В. Микиты закономерен, ведь в каждую работу вложен большой труд, вдохновение и мастерство. Примечательно, что такая представительная выставка работ художника состоялась в год 6-летия образования СССР. Она непосредственно связана с этим знаменательным юбилеем, его произведения являются впечатляющей изобразительной летописью Советского Закарпатья, отражающей великое историческое преобразование трудящимися края, живущим единым стремлением со всеми братскими народами нашей многонациональной страны.

Произведения Владимира Васильевича Микиты стали достойным вкладом в нашу социалистическую культуру, важной гранью национальной художественной школы, свидетельством бескорыстного служения таланта своему народу.            

Александр Рожин, ученый секретать правления